В Новосибирске завершил работу Международный исторический научно-образовательный форум «Историческая наука и современное образование – пространство диалога и сотрудничества, посвященный памяти Наталии Николаевны Родигиной
28 марта 2023 г.
С 22 по 25 марта 2023 г. в Новосибирском государственном педагогическом университете в рамках года педагога и наставника прошел Международный исторический научно-образовательный форум «Историческая наука и современное образование – пространство диалога и сотрудничества, посвященный памяти доктора исторических наук, профессора Наталии Николаевны Родигиной.
Институт истории СО РАН был соорганизатором форума, директор института, д‑р ист. наук В.М. Рынков являлся сопредседателем Оргкомитета.
В рамках форума состоялось два крупных мероприятия: II Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы «Историческая наука и образование в XXI веке» и Международная интерконференция «Историческое прошлое в гуманитарных исследованиях и образовательной практике».
Всего в форуме приняли участие более 170 участников из 13 стран и 25 городов России. Ярким событием форума стали открытые лекции ведущих российских исследователей.
С докладами выступили сотрудники Института истории СО РАН д-ра ист. наук Н.П. Матханова, В.М. Рынков, О.Н. Шелегина, М.В. Шиловский.
В докладе Н.П. Матхановой «Историографический быт в воспоминаниях советских историков второй половины XX века» показано отражение в источниках значения семьи, чтения, школы в выборе профессии, роли педагогов, особенно научных руководителей в становлении специалиста, а также таких специфических черт эпохи, как, трудности при работе в архивах и библиотеках, вмешательство партийных органов. Представлено описание мемуаристами научных конференций и работы над многотомными коллективными трудами как важной части историографического быта.
В.М. Рынков поделился опытом организации курса «Практическое источниковедение» для магистрантов гуманитарного института Новосибирского государственного университета, остановившись подробно на принципах отбора, и особенностях использования в учебном процессе онлайн-источников. Он отметил, что до сих пор остается слабо разработанной в научной и учебной литературе источниковедческий анализ электронных ресурсов. В своих попытках произвести классификацию и выявить особенности таких ресурсов магистранты, как хорошо подготовленные, опытные и наблюдательные пользователи, нередко делают наблюдения, ценные с научно-теоретической и практической точки зрения.
В докладе О.Н. Шелегиной «Музеи локальной истории: образовательный и воспитательный потенциал» в исторической динамике, начиная с периода организации первых сибирских музеев местного края (последняя четверть XIX в.) до формирования современных музеев локальной истории нового типа (начало XXI в.) показано их результативное взаимодействие с краеведческими организациями и учебными заведениями. Были продемонстрированы эффективные формы образовательно-воспитательной деятельности ряда музеев Сибири, включая общественные и школьные.
В докладе М.В. Шиловского «Биографика (индивид, семья) как направление микроистории» обращается внимание на специфику использования биографий руководителей России конца XIX – начала XXI в. в плане сбалансированного определения их вклада в развитие государства с точки зрения достижений, недостатков, упреждающих и провальных реформ.
Фотографии предоставлены Новосибирским государственным педагогическим университетом