В Томске состоялся II Международный конгресс «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого»
4 декабря 2023 г.
23–25 ноября в Томском государственном университете состоялся II Международный конгресс «Язык, культура и технологические транзиты: новые грани человеческого».
Участники конгресса – философы, психологи, юристы, лингвисты, историки, специалисты в сфере международных отношений, эксперты в области когнитивных и нейронаук, информационных и образовательных технологий и искусственного интеллекта.
В работе приняли участие сотрудники Томского государственного университета, Новосибирского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Тюменского государственного университета, коллеги из Tele2 и «Нейротренд», специалисты из научных центров Индии, Китая, Мьянмы.
В.В. Журавлев – научный сотрудник сектора общественно-политического развития Института истории СО РАН открыл работу панельной дискуссии «Экзистенциальные разрывы идентичности современного человека: между историзмом и трансгуманизмом» выступлением на тему «Горизонты нового историзма: к рефлексивному историческому мышлению».
Он утверждал, что дуальная постановка вопроса о историзме/трансгуманизме как о своем/чужом и прошлом/будущем фатально предопределяет ответ, особенно в колее российской модернизационно-вестернизационной традиции мышления и практики. Однако наше время, «время самоопределения», ставит нас перед задачей выхода за рамки этого дуального фатализма, отказа от роковой неизбежности транзита «староверческой» регидности к трансгуманистическому квази-прогрессу. Неприемлемому для нас «чужому-новому» должно быть противопоставлено не «свое-старое», а «свое-новое».
Постмодернистская критика старого историзма должна быть признана в основном справедливой. Действительно, «большие нарративы» идеологических монополий модерна отошли в прошлое и больше не вызывают «квази-естественного» доверия, а значит не могут служить основанием для применявшихся еще недавно способов построения интегрированных общностей. Однако это не означает отказа от исторической общности как таковой. Восстановление доверия к общности возможно на путях формирования у людей способностей к рефлексии деятельности, построенных на более глубоких нормативных и деятельностных основаниях, чем прежние поверхностные формы «больших нарративов» XVIII–XX веков.
Представленная концепция вызвала большой интерес, дискуссия была продолжена на круглом столе «Проблемы изучения идентичности современного человека: взгляд из прошлого в будущее».
Подробности и программа на сайте мероприятия