Научный доклад, посвященный 300-летию Российской академии наук
26 февраля 2024
22 февраля старший научный сотрудник сектора археографии и источниковедения, канд. ист. наук И.А. Шипилов сделал доклад «Академические экспедиции XVIII века: роль вспомогательного персонала в изучении Сибири» на заседании Ученого совета Института истории СО РАН.
Научный доклад посвящен 300‑летию со дня основания Российской академии наук и одному из основных и важнейших направлений деятельности РАН в первый век ее существования – экспедиционным исследованиям Сибири.
Докладчиком приведены результаты многолетних исследований материалов из научного наследия крупнейших академических экспедиций в Сибирь XVIII в.: геодезистов (1717–1732 гг.), Д.Г. Мессершмидта (1719–1727 гг.), Второй Камчатской (1733–1743 гг.), академиков Ж.‑Н. Делиля (1740 г.) и П.С. Палласа (1768–1774 гг.). Основное внимание было уделено экспедиционным исследованиям вспомогательного персонала.
На основе документальных источников дано определение дефиниции «вспомогательный персонал академической экспедиции». Презентация и анализ письменных, картографических и изобразительных источников продемонстрировали значительный вклад студентов, геодезистов, переводчиков, художников, копиистов, таксидермистов и других представителей вспомогательного персонала в научное наследие экспедиций, обеспечение географической и предметной масштабности их работ, реализацию целей и задач по изучению географии, природы и населения Сибири. Репрезентирована роль представителей вспомогательного персонала в исторической динамике российской науки от комплексной к дисциплинарно организованной.
Реконструирована методика научно-образовательной работы руководителей экспедиций – академиков Г.Ф. Миллера, И.Г. Гмелина, Ж.‑Н. Делиля, П.С. Палласа с их учениками и помощниками. Выявлен вклад академиков в подготовку из представителей вспомогательного персонала выдающихся российских ученых С.П. Крашенинникова, А.Д. Красильникова, В.Ф. Зуева, Н.П. Соколова.
Апробация на конкретно-историческом материале принципов неоклассической парадигмы исторической науки позволила аргументированно доказать, что одним из результатов академических экспедиций стало формирование инновационной для того времени формы организации научного сообщества – научная школа. Применение междисциплинарного методологического синтеза интеллектуальной истории и теории модернизации дало основание сделать вывод об академических экспедициях в Сибирь как важном факторе развития науки и модернизации России.